от нуля до восьмидесяти парашютов
читать дальше
Существует ли морально-нравственный прогресс? И еще скажите, логик вы или этик.
В общем, в этой книжке довольно явная идея, что логики согласны с тем, что прогресс есть, а этики нет. Причем прям буквально — там с некоторыми людьми были сомнения в логике/этике — и этот вопрос был решающим.
Не могу понять, почему. Аргументы в пользу того, что никакого нравственного прогресса нет, указывают на многомерную этику?
Или напротив — аргументы в прользу того, что он есть (в книжке — довольно убогие, но, впрочем, видимо, по их концепции, эти аргументы и должны быть убогими — от логиков же исходят!), указывает на логический подход к этическому вопросу? Хз!
Существует ли морально-нравственный прогресс? И еще скажите, логик вы или этик.

В общем, в этой книжке довольно явная идея, что логики согласны с тем, что прогресс есть, а этики нет. Причем прям буквально — там с некоторыми людьми были сомнения в логике/этике — и этот вопрос был решающим.


Кхе… например «ну вот сейчас же не сжигают людей на кострах» — и все в таком духе.
иррационалы?
Ась?
аргументы и должны быть убогими — от логиков же исходят!
Или напротив — аргументы в прользу того, что он есть указывает на логический подход к этическому вопросу?
Что логического в наличии морально-нравственного прогресса? Это же вопрос из области веры/убеждений/общего мировоззрения... мне так казалось
Не-не, это всё риторические вопросы, конечно. Автора книжки-то тут нет )))
Многомерность — это способность действовать по данному аспекту исходя из опыта-нормы-ситуации±времени, а маломерность — это только опыт±норма. Это загадочная область, над которой я еще думаю.
Теоретически этик может повертеть в голове этот вопрос, увидеть, что с одной стороны в каких-то сферах, скажем, жестокости стало меньше, в других больше — и одно другое компенсировало и свело возможный прогресс к нулю. В каких-то сферах человечество сумело подтянуться к имеющемуся нравственному идеалу, а в каких-то напрочь этот идеал отвергло и всячески попирает — и опять же прогресс нулевой.
И вот убей меня, я не знаю, этот пассаж выше логическим был или этическим.
У базовых этиков ролевая логика (у белых этиков — белая логика, у черных — черная), так что они вполне могут и аргументы приводить, просто сводить их все равно на этическую сферу.
Ну ты прям ответила.
Чего смеешься? Я тут понять пытаюсь!
Пример прогрессивного, на мой взгляд, развития: когда Демосфен по несколько часов подряд держит свои знаменитые речи, призывая афинян на борьбу против македонского царя Филиппа, призывая народ поступиться личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины, выступая против инициативы богатых раздать народу доходы государственной казны (так называемые "зрелищные деньги"). Оратору удалось убедить народ обратить "зрелищные деньги" на борьбу с Македонией. Все это свидетельствует, я думаю, не только о гении знаменитого оратора, но и о высоком значении морально-нравственных категорий для современников Демосфена.
Примеры регресса, я полагаю, приводить нет нужды.
Т.е. прогресс, имхо, возможен. Но он не бывает постоянным.
Полагаю, что я логек, пока не доказано обратное.
И вот убей меня, я не знаю, этот пассаж выше логическим был или этическим.
имхо, само упоминание у тебя в пассаже всеобщего нравственного идеала, как объективного понятия, говорит о бэшных ценностях
*отлипла от ставших вполне родными Филиппа и прочих*
Думаю, ты логик.
О, точно.
имхо, само упоминание у тебя в пассаже всеобщего нравственного идеала, как объективного понятия,
Так это ж не мой нравственный идеал, это я про возможные размышления БЭ-шников. У них-то он должен быть. А так мои собственные мысли шли путями сопоставления разных норм морали и пр. Правда, я пришла к выводу, что так как все это условность и в головах людей, а замена одной условности на другую не может считаться прогрессом, то этого самого прогресса и нет.
И считать, что это плохо, исходя из наших понятий морали и нравственности, странно.
Но вывод у автора книги странный и какой-то этический ))))
Он был логическим!
В каких-то сферах человечество сумело подтянуться к имеющемуся нравственному идеалу, а в каких-то напрочь этот идеал отвергло и всячески попирает — и опять же прогресс нулевой.
Вот, кстати, да. Области приложения этих понятий ведь тоже разнообразны. В чем-то может быть прогресс, в чем-то регресс. И все это видоизменяется со временем.
Думаю, ты логик.
Да вот тоже думаю.
Щас я соглашусь, что ты логик.
Но вывод у автора книги странный и какой-то этический ))))
Вся книжка такая, как будто как минимум один из авторов — достоевский.
Этик.
Вообще, я только что поняла, что люди, которые считают такие нормы абсолютными, меня пугают. Я боюсь этиков? )))
Правда, я пришла к выводу, что так как все это условность и в головах людей, а замена одной условности на другую не может считаться прогрессом, то этого самого прогресса и нет.
Полагаю, прогресс не в замене одной условности на другую. А в том, чем готовы жертвовать люди ради этих условностей. Обретают ли они в обществе вес или так и остаются условностями.
Думаю, догадывался
Somewhere
Мерси.
Некоторые условности, даже если что-то в обществе и весят, даже если люди чем-то готовы ради них жертвовать и пр., то все равно остаются условностями.
ты штирлиц?
Ну да. А что это меняет?..
ты штирлиц?
Я не знаю.
В смысле?
Ты-знаешь-кто.
Ты у меня спрашиваешь?
Могу предложить гипотезу: если человек логик, то есть этика у него слабая, он будет думать про этику, мораль и нравственность как про что-то, что другие знают в среднем лучше него или что-то, что проще запомнить, чем понять, или можно еще придумать формулировок в таком духе. То есть для него этика заключена в первую очередь в культурных нормах. А они так да, эволюционируют.
Этик же в этом вопросе сам с усами, и для него этика, морать, нравственность это прежде всего нравственное чувство. А оно у людей во все времена примерно одинаковое (то есть, мы в принципе не можем знать, какое оно было у людей в другие времена, поэтому предполагаем, что одинаково с нашим).